Исток Дона, Детская железная дорога и другие достопримечательности Новомосковска.

Пока сынуля подрастает, а ему недавно уже 3 месяца стукнуло), мы с супругой исследуем ближайшие окрестности. Чтобы за день-полдня обернуться.
И в субботу выбрались посмотреть город Новомосковск. Много раз проезжал через него, но толком посмотреть город времени не было.

Советская площадь и кинотеатр Победа

Советская площадь и кинотеатр Победа


Впрочем и в этот раз мы осмотрели только главные достопримечательности и самый центр города.

Показать/скрыть карту

Исток Дона

Самая известная из достопримечательностей — «символический» исток реки Дон. Почему «символический»? А потому что сложно наверняка выявить который из многочисленных ручейков является самым главным истоком реки.
В XVI—XVII веках считали что исток реки Дон, а также реки Шат был в Иван-озере. Например, в Книге Большому Чертежу записано так:

Река Дон вытекла из Иваня озера, от Дедилова верст с 30, и потекла под Епифань; да ис тово же Иваня озера потекла река Шат и пала в реку в Упу, выше города Тулы верст с 8 и больши.

А у местных жителей даже была легенда про озеро и эти реки.

Было у старого Иван-озера два сына – Дон Иванович и Шат Иванович. Тих и ласков был старший сын Дон; буен и неукротим нравом был его брат. Отец любил обоих сыновей, оба ему были дороги. Шат-шатун, пока отец был здоров, не смел своевольничать. Но к старости отец лишился зрения. И тут Шат задумал сбежать от старого отца, искать счастья в дальней стороне. Отец Иван различал сыновей по правой руке: у Дона была она мужественная, лохматая, у Шата – гладкая. Вывернул Шат рукав от шубы, подошел к отцу н попросил: – Дозволь, батюшка, погулять мне в других краях.
Пощупал отец руку, подумал, что это Дон, дал свое благословение, отпустил. Засмеялся Шат, что удалось обмануть старика и припустился бежать на север. Только не удалось ему далеко уйти, открылся обман, и проклял старик Иван младшего сына. Тут Шат и упал в мутную реку Упу. А Дон Иванович после смерти отца тихо, не спеша потек на юг и достиг моря. Так и гуляет он на просторе до сих пор.

В настоящее время Иван-озера не существует. В 1932 году на его месте создали рукотворное Шатское водохранилище, которое затопило долину где было озеро.

Поэтому в 1989 году, истоком назначили ручеек в детском парке Новомосковска )
Установили памятный камень, облагородили берега и сделали его городской достопримечательностью. Исток имеет сероводородный запах и содержит много железа. И возможно что подается из трубы. Ну какой уж есть.

Исток Дона

Исток Дона

Рядом установили интересный монумент — «Шат и Дон». Два коня, на них два брата Шат и Дон. Руки, кстати, у обоих гладкие, не лохматые )) Зато у одного из них в руке Солнце-бубен.
В целом получился неплохой архитектурный комплекс.

Дон и Шат

Дон и Шат

Детская железная дорога

От «Истока Дона» мы направились в сам парк. Парк хороший и ухоженный. С разными аттракционами для ребятни.

Детский Парк

Детский Парк

Детский Парк

Детский Парк

А самый главный аттракционом в парке — Новомосковская детская железная дорога. Вокруг всего парка проложена узкоколейка и по ней с весны и до осени регулярно курсируют несколько составов.

Прибытие поезда

Прибытие поезда

Однако это не просто аттракцион, а самое настоящее учебное заведение. Здесь учатся школьники 5-11 классов и осваивают разные железнодорожные профессии: машинист, проводник, дежурный по станции, диспетчер, сцепщик и многие другие. По завершении обучения многие поступают в учебные заведения железнодорожного транспорта.

Юные железнодорожники

Юные железнодорожники

Тепловоз идёт в депо

Тепловоз идёт в депо

Железная дорога была создана в 1953 году, по инициативе директора комбината «Москвауголь». И поэтому первоначально числилась на балансе Минуглепрома, а не Министерства путей сообщения.

Примечательно что ДЖД несколько раз меняла своё имя:

  • Сталиногорская детская железная дорога
  • Малая Московско-Курско-Донбасская железная дорога
  • Тульская детская железная дорога города Новомосковска

В 2008 году Новомосковская детская железная дорога была признана лучшей детской железной дорогой в России.

Маршрут круговой (против часовой стрелки). По маршруту три станции: «Берёзки», «Парковая», «Исток р. Дон». Полный круг занимает минут 15.

Станция «Берёзки»

Станция «Берёзки»


В расписании есть как обычные и так и скорые поезда. Обычные останавливаются на всех трех станциях, а скорые не останавливаются на станции Парковая.
Расписание 2017 года

Расписание 2017 года


Мы успели аккурат на последний поезд отправлением в 17:15.

В настоящее время на дороге трудятся 2 тепловоза ТУ-10 и 8 пассажирских вагона модели 43-0011 Камбарского машиностроительного завода.

Тепловоз ТУ-10

Тепловоз ТУ-10

ТУ10 «Тепловоз узкоколейный, тип десятый», «Колибри» — узкоколейный тепловоз, спроектированный Камбарским машиностроительным заводом в 2010 году для детских железных дорог.

Технические данные:
Осевая формула: 2-2
Ширина колеи: 750мм
Конструкционная скорость: 50 км/ч
Мощность: 230 л. с.
Длина локомотива: 11м
Вес: 20т

А в депо в качестве музейных экспонатов можно увидеть старый тепловоз ТУ2, паровоз серии Э (точнее Эр-787-75), и даже макет паровоза Черепановых.

Тепловоз ТУ-2 № 126 «Быстрый»

Тепловоз ТУ-2 № 126 «Быстрый»

ТУ2 «Тепловоз узкоколейный, тип второй» четырёхосный серийный грузопассажирский тепловоз, с электрической передачей постоянного тока, для магистральной работы на железных дорогах, колеи 750 мм МПС СССР. Выпускался с 1955 по 1958гг.
Благодаря удачной конструкции и внешнему сходству с магистральными локомотивами колеи 1520 мм, он был принят в эксплуатацию, в качестве учебного локомотива, на детских железных дорогах СССР.

Технические данные:
Осевая формула: 2-2
Ширина колеи: 750мм
Конструкционная скорость: 50 км/ч
Мощность: 265 л. с.
Длина локомотива: 10.7м
Вес: 32т

Паровоз Эр-787-75

Паровоз Эр-787-75

Последняя модификация грузовых паровозов серии Э — Эр «реконструированный». Строилась с 1946 по 1956гг для СССР на заводах Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии. Всего было выпущено 2938 паровозов модификации Эр. Паровозы этой серии работали на Северной, Печерской, Горьковской, Московско-Курско-Донбасской и Московской железных дорогах. На некоторых линиях проработали до 1985 года.
Паровоз Эр-787-75 построен в 1952 году на заводе «Цегельского» в Польше.

Технические данные:
Осевая формула: 0-5-0
Диаметр движущих колёс: 1320 мм
Конструкционная скорость: 65 км/ч
Мощность: 1600 л. с.
Длина паровоза с тендером: 21,9м
Вес: 82т

Как бы машинист )

Как бы машинист )

Оля и колёса

Оля и колёса

Макет паровоза Черепановых

Макет паровоза Черепановых

Паровозы Черепановых — первые паровозы, построенные в России. Первый паровоз был построен в 1833 году, второй — в 1835.

Сухопутный пароход, ими устроенный, ходит ныне в обе стороны по нарочно приготовленным на длине 400 сажень (853,5 м) чугунным колёсопроводам. Пароход их неоднократно был в действии и показал на деле, что может возить более 200 пуд (3,3 тонны) тяжести со скоростью от 12 до 15 вёрст в час (13 — 16 км/ч). Самый пароход состоит из цилиндрического котла длиною 5 1/2 футов (1676 мм) диаметром 3 футов (914 мм) и из двух паровых лежачих цилиндра длиной 9 дюймов (229 мм), в диаметре 7 дюймов (178 мм).

Другие Достопримечательности

После прогулки по парку и депо, мы немного прогулялись по центральным улицам города.

Комсомольская улица

Комсомольская улица

Красивое здание и монструозная вывеска

Красивое здание и монструозная вывеска

Скульптура шахтёра на площади Советской

Скульптура шахтёра на площади Советской

Боевая реактивная установка БМ-13

Боевая реактивная установка БМ-13

Боевая реактивная установка БМ-13
Принимала участие в освобождении Сталиногорска в декабре 1941 года от немецко-фашистских захватчиков.
Поднята со дна Шатского водохранилища в 1988 году.

В центре в основном довоенные и послевоенные здания. Современных построек немного (ТЦ и некоторые жилые дома). Из довоенных построек выделяются дома с арками, здания в стиле конструктивизма, например, здание кинотеатра «Победа» на центральной площади города, или высотка с колоннадой на ул. Московская.

Московская улица

Московская улица

ЗD изображение Ротонды

ЗD изображение Ротонды

Московская улица

Московская улица

Здание в стиле конструктивизма

Здание в стиле конструктивизма

Центр показался нам очень зелёным и даже уютным. Много бульваров и скверов. Погулять приятно.

УМ - Универсальный магазин

УМ — Универсальный магазин