От основания Севастополя, до Первой Осады

После разрушения Херсонеса, его территория формально контролировалась Золотой Ордой (и позже Крымским ханством), а на деле была выкуплена европейцами — княжеством Феодоро (греки) и генуэзцкими колонистами. Причем феодориты и генуэзцы чаще конфликтовали между собой чем вели мирную торговлю. Об этом историческом периоде будет рассказано подробнее в постах про крепости Каламита и Чембало. Потом, в 17 веке, весь крымский полуостров попал под власть османской империи. А затем, в 18 веке, после одной из успешных русско-турецких кампаний, Крымское ханство сначала попадает под протекторат России, а затем и входит в состав империи.
Собственно тогда, при Екатерине II, и начинается история Севастополя.

Памятник затопленным кораблям

Памятник затопленным кораблям

 


После «принятия полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу» (8 апреля 1783 года), державе потребовалась военно-морская база на новой территории. И бухты близ посёлка Ахтияр, поблизости от развалин Херсонеса, показались удобными для размещения военного порта.

Датой основания города считается 14 июня 1783 года. В этот день были заложены первые четыре каменные постройки Севастополя: дом командующего эскадрой, часовня, кузница в Адмиралтействе и пристань, названная впоследствии Графской. Основателем города считают командующего эскадры, контр-адмирала шотландского происхождения Фому Фомича Мекензи.
Название города выбрано Екатериной II и состоит из двух греческих слов Σεβαστος (Себастос) — «высокочтимый, священный, августейший» и πολις (полис) — «город».

С самого основания, город был военным, работающим на флот. Так в 1822 году из 25-тысячного населения Севастополя менее 500 человек были штатские.

Русская эскадра на Севастопольском рейде. Иван Константинович Айвазовский, 1846 год

Русская эскадра на Севастопольском рейде. Иван Константинович Айвазовский, 1846 год

В 1852 году произошло недоразумение, повлекшее значительные последствия для Севастополя: католические священники отобрали у православных священников ключи от церкви Рождества Христова в Вифлееме. Казалось бы, ну и что такого?
Однако, Россия заступилась за православных, а Франция за католических священников. И обе державы направили дипломатические ноты Турции, которой в тот момент принадлежала территория Вифлеема. Турки, с восточной дипломатичностью пообещали помочь сразу обоим государствам. Дабы поспособствовать правильному решению, в Константинополь был направлен 90 пушечный французский линкор. И в итоге Османская империя приняла решение в пользу Франции. Российская империя обиделась и в отместку «заняла» подчинённые султану Молдавию и Валахию. Тут обиделась Турция, потребовала вывести войска, а потом объявила войну России. Чуть позже к войне против России присоединились Французская и Британская империи (у англичан были свои интересы в Черном море) а также, до кучи, Сардинское королевство и Мегрельское княжество (на стороне России). Так началась Крымская Война 1853-1856 годов.

В 1854 году союзные силы Турции, Великобритании и Франции (62 тысячи воинов) высадились недалеко от Севастополя, а их совместный флот блокировал русский флот в бухтах Севастополя.
После высадки войска союзников двинулись в сторону города. Навстречу им выдвинулись русские войска и 20 сентября, на полпути к Севастополю, у устья реки Альмы, произошло первое крупное наземное сражение Крымской войны. Альминское сражение, хотя и закончилось поражением русских сил, но расстроило планы взять штурмом неподготовленный город, и дало временную отсрочку для подготовки города к обороне.
При входе в Севастопольскую бухту было затоплено несколько старых кораблей, чем отнималась у неприятельского флота возможность проникнуть в неё. Экипажи большинства остальных судов российского флота (25 тысяч человек) пошли на усиление гарнизона (7 тысяч человек). Корабельные орудия стали свозить на берег, для усиления обороны укреплений. Севастополь приготовлялся к отчаянной защите.

Оборона Севастополя поручена была на первое время адмиралам Нахимову и Корнилову. Все фортификационные работы велись под руководством инженер-подполковника Тотлебена.

Памятник Нахимову П.С.

Памятник Нахимову П.С.

 

Монумент в честь первой обороны Севастополя

Монумент в честь первой обороны Севастополя

 

Ключевым звеном севастопольской оборонительной линии был Малахов курган — стратегически важная высота на Корабельной стороне Севастополя. Командование этой высоты взял лично адмирал Корнилов, но к сожалению, во время первой усиленной бомбардировки кургана, он был смертельно ранен.

Карта укреплений Малахова кургана

Карта укреплений Малахова кургана

 

На Малаховом кургане

На Малаховом кургане

 

Корниловский бастион

Корниловский бастион

 

Адмирал Корнилов В.А. и матрос Кошка П.М.

Адмирал Корнилов В.А. и матрос Кошка П.М.

 

Батарея на кургане

Батарея на кургане

 

Союзники в течении 11 месяцев предпринимали попытки штурма и продолжали бомбить город. Осада продолжалась, и положение изнемогавшего гарнизона становилось невыносимым. Лучшие его предводители выбывали один за другим; ещё 19 марта 1855 на Малаховом кургане убит ядром контр-адмирал Истомин, 20 июня ранен Тотлебен, 10 июля смертельно ранен адмирал Нахимов.

С ноября 1854 г. по конец августа 1855 г среди защитников находился и молодой перспективный офицер Л.Н. Толстой. Он долго жил на опасном 4-м бастионе, командовал батареей в сражении при Чёрной речке, был при бомбардировке во время штурма Малахова Кургана. Именно в это время Толстой написал первый из трёх «Севастопольских рассказов» — «Севастополь в декабре 1854 г.». Этот рассказ он отправил в «Современник». Тотчас же напечатанный, рассказ был с интересом прочитан всей Россией и произвёл потрясающее впечатление картиной ужасов, выпавших на долю защитников Севастополя.

Бомбардировка Севастополя, Джон Уилсон Кармайкл, 1855 год

Бомбардировка Севастополя, Джон Уилсон Кармайкл, 1855 год

8 сентября 1855 года, французам все же удалось взять полностью разрушенный Малахов курган. В последние дни бомбардировка уносила жизни 2—3 тысяч защитников, и стало очевидным, что держаться при подобных обстоятельствах не было возможности. Дальнейшая оборона Севастополя уже не представляла никакой выгоды. Поэтому князь Горчаков решил оставить Севастополь.

Город был зажжён, пороховые погреба взорваны, военные суда, стоявшие в бухте, затоплены. Союзники не решились преследовать русских, считая город минированным, и только 11 сентября вступили в дымящиеся развалины Севастополя.

В современном Севастополе, об этих героических событиях напоминают памятники военно начальникам и простым солдатам и матросам, панорама «Оборона Севастополя 1854—1855 годов», символ города — монумент затопленным кораблям, братское кладбище защитников города на северной стороне, а также названия улиц города.

Показать/скрыть карту

Музей Черноморского флота

Музей Черноморского флота

 

Братское кладбище участников первой обороны Севастополя

Братское кладбище участников первой обороны Севастополя

 

Могила Тотлебена Э. И.

Могила Тотлебена Э. И.

 

Свято-Никольский храм

Свято-Никольский храм

 

Откуда Дровишки:

Фото — мои 🙂
Картины — художников Ивана Константиновича Айвазовского и Джона Уилсона Кармайкла.
Текст — частично мой, с изрядной долей заимствования из всезнающей Википедии.