Кронштадт: город-форт, город-флот
С самого основания и до сих пор история Кронштадта неразрывно связанна с историей российского военно-морского флота.
Остров Котлин, на котором расположен Кронштадт, с 14 века служил границей между Новгородской землёй (а затем Россией) и Швецией. В 1617 году по Столбовскому мирному договору остров отошёл к шведам. Но не прошло и ста лет как остров отжали вернули обратно. В самом начале Северной Войны, зимой 1703—1704 года, когда шведские корабли ушли с Котлина в свои незамерзающие порты, на острове высадился русский десант и начал возводить на нём крепость. Строительство находилось под неусыпным, а иногда и личном контролем Петра I.
Показать/скрыть карту
Первый форт был построен на насыпанном за одну зиму острове. Второй форт был построен с другой стороны фарватера, на берегу Котлина. Работа проходила в напряжённом темпе, и уже на следующую весну шведы, открывая навигацию, с удивлением обнаружили в заливе, который они ещё недавно считали своим, откуда ни возьмись появившуюся крепость. О-паа! Вас здесь не стояло!
Так молодая Российская Империя получила выход в Балтику.
7 мая 1704 года крепость была освящена названа Кроншлот (нидерл. Kronslot — коронный замок). Этот день и считается датой основания города. Расположение Кроншлота оказалось настолько удачным, что за всю его историю (и Кронштадта впоследствии) мимо него не прошло ни одно неприятельское судно.
Название Кронштадт (от нем. Krone — корона и Stadt — город) было присвоенно несколько позже, в 1723 году, когда началось строительство еще более мощной крепости «… которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон».
Кронштадтский футшток. В 1707 году на Котлине появилась футшточная служба. Футшток — это уровнемер в виде рейки с делениями, позволяющими фиксировать уровень воды в водоеме. Замеры уровня моря были необходимы для молодого российского флота, — от уровня моря зависело плавание по мелководью Финского залива и устью Невы, а также строительство оборонительных сооружений на острове.
Речные, морские, озерные футштоки предназначены как для решения местных технических и строительных задач, так и задач глобальных. Нередко футштоки используют в качестве геодезических и нивелирных опорных пунктов. От нулевой отметки кронштадтского футштока отсчитывают глубины и высоты на всех отечественных картах и лоциях и производят расчеты орбит космических аппаратов.
Петровский док — Первый в мире сухой док для ремонта кораблей. Строительство начал Пётр I в 1719 году. 30 июля 1752 при императрице Елизавете Петровне строительство дока было завершено. Для середины XVIII века это было уникальное сооружение, значительно укрепившее боевую мощь российского флота. В доке могло одновременно ремонтироваться до 10 больших судов, а постановка на ремонт занимала несколько дней, а не месяцев из-за быстрого слива воды в доковый бассейн и последующей откачки в Обводный канал.
В Кронштадте жили и работали многие известные люди:
- мореплаватель и флотоводец Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен;
- адмирал, путешественник, учёный, дипломат Пётр Иванович Рикорд;
- вице-адмирал, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель Степан Осипович
Макаров; - изобретатель радио, физик и электротехник, профессор, Александр Степанович Попов;
- герой СССР, командир подводной лодки С-13 Маринеско Александр Иванович;
Причём все они так же так или иначе были связаны с военно-морским флотом России или СССР.